Реклама — это любая информация, которая сподвигает человека что-то сделать: купить товар, куда-то сходить и так далее. При этом не важно, где эту рекламу разместили — в телевизоре, на двери подъезда, на сайте или в газете. Комментарий к посту в соцсети вроде «Приходите, у нас в магазине завтра скидки» — тоже реклама.
Государство жестко регулирует, какую рекламу размещать можно, а какую нельзя. За этим следит Федеральная антимонопольная служба. Обычно сначала нарушителя не штрафуют, а предупреждают и просят удалить запрещенную рекламу — убрать объявление с сайта или демонтировать щит.
Если же штрафуют, то сразу по-крупному: санкции достигают полумиллиона рублей. А еще бывает, что реклама просто кому-то не понравилась. Например, прохожий посчитал, что слоган на плакате причинил ему моральные страдания, — могут оштрафовать и за это.
Бывает, что на рекламу обижаются конкуренты и тоже идут в суд. В российской судебной практике полно случаев, которые показывают, что с рекламой надо быть осторожным — оказывается, много чего делать нельзя.
Итак, что же совершенно недопустимо в российской рекламе?
1.Призывы к насилию. Реклама не должна призывать к насилию и жестокости или оправдывать их.
2.Реклама сигарет. В 2013 году Россия присоединилась к Женевской конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Появился целый ряд законов о защите россиян от табачного дыма, в том числе запретили и рекламу сигарет.
3.Некорректные сравнения. В рекламе нельзя употреблять слова «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» и другие, в которых есть превосходная степень, если это нельзя доказать. Когда компания говорит, что она «самая лучшая», надо перечислить конкретные параметры и сослаться на исследования.
4.Обман потребителей. Информация в рекламе должна соответствовать действительности.
5.Полуправда. Нельзя упускать важную информацию, если из-за этого искажается общий смысл. Например, если какая-то акция действует только при определенных условиях, про них обязательно надо сказать.
6.Непристойные изображения. Реклама не должна содержать информацию порнографического характера. Причем не важно, какая это реклама — видео, картинки или текст.
7.Иностранные слова без перевода. В рекламе запрещены иностранные слова без перевода. Причем он должен быть написан так, чтобы клиент однозначно понимал, что это — значение иностранного слова. Например, придраться могут к мелкому шрифту.
8.Расизм. В рекламе нельзя говорить о неравенстве людей по полу, национальности, религии, возрасту и так далее.
9.Оскорбление других людей. В рекламе запрещено оскорблять других людей, использовать бранные слова или осуждать тех, кто обращается к конкурентам.
10.Унижение конкурентов. Недовольными рекламой могут быть не только потребители или антимонопольщики, но и конкуренты.
Таким образом, создателям и заказчикам рекламы, чтобы не получить судебные иски и крупные штрафы, стоит твердо запомнить следующие правила:
1.Любое продвижение товара или услуги — это реклама. И комментарий в соцсети тоже.
2.Пожаловаться на рекламный щит может даже случайный прохожий.
3.В рекламе акций и скидок надо указать условия, на которых они предоставляются.
4.Если в рекламе использованы иностранные слова, надо написать их перевод.
5.В рекламе нельзя унижать клиентов и конкурентов.
Работаем 24/7